Миф о бесплатности медицинской помощи
«Человек и здравоохранение: правила игры.
Пособие для пациентов и их родственников»
Лопатенков Г.Я.
Заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают.
(Жан Жак Руссо)
Происхождение мифа связано с активной пропагандой значительных достижений "бесплатного" советского здравоохранения и отсутствием у пациентов опыта экономических оценок деятельности государственной власти.
На самом деле, виды медицинской помощи, за которые человек не осуществляет прямых платежей, необходимо называть по их сути, а не их по форме. Возможных вариантов, когда пациент напрямую не платит за услуги, всего два - оплата медицинской помощи ему из средств бюджета, либо из фондов медицинского страхования (в первую очередь обязaтельного).
С экономических позиций, медицинская помощь оплачивается всегда - каждое медицинское учреждение получает (из бюджета или из фонда страхования) за пролеченного пациента вполне конкретную и известную сумму. Точно так же, оно расплачивается с поставщиками по ценам рынка за лекарства, за технику, за продукты питания. Средства для оплаты этих товаров и услуг берутся из бюджета.
Любой человек, даже не работающий, для того чтобы жить ежедневно вынужден приобретать товары и услуги. Делая любую покупку или получая услугу, он платит и налоги, которые включены в стоимость товаров и услуг. Работающие ежемесячно платят подоходный налог. Кроме того, с фонда оплаты их труда 3,6% взимается на обязательное медицинское страхование.
Отсутствие необходимости прямой оплаты за медицинскую помощь удобно и создает чувство социальной защищенности. Оборотной стороной является невозможность лично проконтролировать эффективность использования изъятых в виде налогов денег.
Ситуация «бесплатности» услуги способствует тому; что услугодатель нередко ставит себя в положении "благодетеля", стремящегося умерить даже вполне обоснованные претензии клиента. С другой стороны, многие граждане, ранее убежденные государством в том, что с медицинской помощью у них нет проблем, считают, что думать о сохранении здоровья теперь не надо.
Официальная статистика ООН свидетельствует о том, что Россия является самой курящей страной мира (курит 70% мужчин и 28% женщин). Еще одним негативным последствием "мифа о бесплатности" является формирование у большинства пациентов психологии «просителя услуг», а не соответствующей экономико-правовой сути ситуации гражданской позиции "заказчика услуг", заказчика, способного контролировать их своевременность и качество.
Усугубляет ситуацию также то, что пассивность, безмолвность и безропотность подавляющей массы "бесплатных" пациентов совершенно не способствует формированию у работников здравоохранения уважительного и ответственного отношения к их здоровью и жизни.
Учет основ данного мифа может стимулировать формирование партнерских и обоюдоответственных отношений "пациент - здравоохранение", смену традиционных российских идеологизированных отношений патернализма (государство - отечество, опекающее своего несмышленого "пациента-ребенка") на законные отношения "заказчик - исполнитель", где стороны совместно действуют для рационального использования имеющихся средств.
Очень точно обсуждаемый миф охарактеризовал в своей книге «Медицина и бедность. Технология и этика распределения» профессор В.В. Власов - «... в политической структуре общества медицина занимает странное место "большого социального завоевания, которого, на поверку, нет. В заявлениях политических деятелей и конституции граждане России имеют право на бесплатную помощь. Поскольку границы ее не очерчены, то возникает 24.09.2011ную и неограниченную помощь. Все это неправда. Граждане имеют доступ к ничтожной медицинской помощи. На остальное денег нет. Нет потому, что их очень мало и потому, что они расходуются нерационально и несправедливо».
1. Миф о бесплатности медицинской помощи
2. Миф о доступности для жителей России бесплатной квалифицированной помощи
3. Миф о заинтересованности государственного здравоохранения в судьбе отдельного гражданина
4. Миф о том, что низкооплачиваемый специалист способен ответственно выполнять высококвалифицированную работу. Миф о том, что только повышением оплаты труда можно решить проблемы его качества
5. Миф о том, что профессиональный уровень российских врачей ничуть не хуже, чем врачей зарубежных
6. Миф о полной безопасности сферы медицинской помощи
7. Миф о сугубо личной ответственности врача за некачественную медицинскую помощь
8. Миф о ненужности правовых знаний пациентам и врачам
9. Миф о том, что терпеть и страдать - это неизбежный удел пациента
Дата последнего обновления информации на странице 28.05.2011
|