Радиационное загрязнение и психика
Неблагоприятное влияние радиационно загрязненной окружающей среды на психическое развитие детей и подростков подтверждают данные других авторов о нарушении психоэмоционального состояния, наличие фобические настроенности, трудностей социальной адаптации. В связи с этим существует необходимость диагностики передпатологичних нервно-психических нарушений у детей и подростков, постоянно проживающих на радиационно загрязненных теритериях. С целью установления зависимости эмоциональных состояний школьников от экологической ситуации проводилось экспериментальное исследование в равнинной климато-географической области, которое относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля.
Население города выделено в 4 категорию пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС и требует приоритетного медицинского наблюдения. Контрольными являлись результаты аналогичного исследования в селе района, в котором, по данным радиологического отдела областной СЭС загрязнения радионуклидами не обнаружено. Исследуемый нами контингент составлял 176 учеников первых-восьмых классов и 148 учащихся первых-восьмых классов (контрольная группа). Исследование проводилось среди специально отобранной категории «практически здоровых» учащихся, является одним из условий изучения влияния экологического фактора на функциональное состояние организма детей при массовых обследованиях. Учитывая, что психическое здоровье детей обусловлено не только экологическими и биологическими факторами, однородность сравниваемых ученических коллективов определялось также по одной из важных социальных признаков - их принадлежностью к сельского населения с общими социально - экономическими и этно-культурными особенностями .
Методический инструментарий исследования состоял из метода наблюдения, опросников, психометрических и проективных методов. С целью исследования иммунитета и эмоционального состояния детей использовали методику «Дом-Дерево-Человек», которая позволяет установить целый ряд эмоциональных симтомокомплексив. Другим проективрим методом, который дал возможность исследовать интенсивность тревожности, был тест выбора цвета Люшера.