Влияние загрязненной среды
Неблагоприятное влияние радиационно загрязненной окружающей среды на психическое развитие детей и подростков подтверждают данные других авторов о нарушении психоэмоционального состояния, наличие фобические настроенности, трудности социальной адаптации. Целесообразность изучения особенностей функционирования эмоциональной сферы школьников проявляется в том, что детский возраст вообще характеризуется повышенной чувствительностью к воздействию внешней среды, кроме того, воздействие на этом фоне дополнительных негативных факторов (в данном случае повышенного радиационного фона) делает некоторую часть детей подвержены нервно-психических нарушений различной степени глубины. В детстве существует особенно тесная связь между здоровьем и психическими состояниями.
Собирается все больше данных о том, что уровень нервно-психической и физической работоспособности личности, устойчивость к целому ряду заболеваний зависит от состояния центральной нервной системы, от характеристики эмоционального фона. У детей эмоции проявляются гораздо отчетливее, чем у взрослого человека. Детству свойственна особая непосредственность и полнота чувств, яркость их выражения. Любые эмоции неразрывно связаны с напряженностью в работе сердца, эндокринной системы и другими жизненно важными внутренними органами, которые включаются в эмоциональное возбуждение автоматически, непроизвольно и обусловливают характерное проявление синдрома эмоционального стресса.
Негативные эмоции имеют свойство долго удерживаться в центральной нервной системе и переходить в «застойные» состояния. Патогенное влияние экологически неблагоприятной ситуации на детский организм проявляется преимущественно функциональными расстройствами центральной нервной системы с появлением синдрома экологической дезадаптации, повышенной возбудимостью, двигательной активностью, быстрой утомляемостью, снижением интереса к окружающему, к учебе, вегетативной дистонией, невротическими реакциями, поведенческими расстройствами и трудностями адаптации, что является отражением нарушений психофизиологического «субстрата».